Мастер доброго волшебства мультипликации и живописец «симфонии общечеловеческого творчества»

Опубликовано 04.03.2021 - 11:43 Автор: Ева Рубич
 

 Полотна Вячеслава Михайловича Назарука висят в музеях и находятся в частных коллекциях. В основном его работы – это масштабная историческая живопись – Крещение Руси, Куликовская битва, Ледовое побоище и др.

 

Вячеслав Михайлович начал свою карьеру на Мульттелефильме, как художник-постановщик. Его мультипликационных героев знают все – Кот Леопольд, Крошка Енот, Мамонтёнок.

 

Мастер доброго волшебства мультипликации и живописец «симфонии общечеловеческого творчества»
 

 

 

«Мой главный секрет мультипликатора – постоянный внутренний диалог со своими будущими зрителями!» – утверждает Назарук. Дальше – больше. Заявленный диалог должен обязательно обзавестись зримым воплощением: «Во время работы я обязательно должен представлять своего зрителя. Когда корпел над мультипликацией, то часто случалось: отрывался от работы, поднимал глаза… А вокруг – как мираж: глазки малышей, что внимательно смотрят на меня. И в тот момент – как озарение: вот, именно для них я и тружусь!» (В. М. Назарук)

 

Доброе волшебство мультипликации – в любимых историях, созданных мастерством и талантом Вячеслава Михайловича, сразу же получило широкое признание.

 

Любимые герои, созданные Мастером
 

Любимые герои, созданные Мастером

 

«Элли в Волшебной стране» (1973) «Крошка-енот» (1974), «Картина» (1975), «Ехал Ваня» (1975), «В стране ловушек» (1976), «Ушастик» (1979), «Дом для Леопарда» (1979), «Раз ковбой, два ковбой» (1980), «Мама для мамонтёнка» (1981), «Чертенок с пушистым хвостом» (1985) и другие.

 

Художник-постановщик первой серии «Элли в волшебной стране» (1973 год) многосерийного кукольного мультипликационного фильма, выпущенного ТО «Экран» в 1973–1974 годах по сказке Александра Волкова, из первых трёх повестей о приключениях в Изумрудном городе и в Волшебной стране: «Волшебник Изумрудного города» (серии 1-5), «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (серии 6-8) и «Семь подземных королей» (9-10). Всего выпущено 10 серий (разными режиссёрами).

 

В.М.Назарук родился в Москве в 1941 году. Окончил Московский Государственный Педагогический институт им. В.И. Ленина и Курсы по подготовке художников-постановщиков Центрального Телевидения при Госкомитете по ТВ и радиовещанию. С 1979 года является членом Союза художников России.

 

Иллюстрации к сказкам Александра Пушкина
 

Иллюстрации к сказкам Александра Пушкина

 

А ещё Вячеслав Михайлович – известный книжный иллюстратор классических сказок. Каноническим считается издание из трех книг, подготовленное в 1999 году к 200-летнему юбилею Пушкина. Вячеслав Михайлович – единственный художник, которому посчастливилось проиллюстрировать все семь сказок Александра Сергеевича Пушкина. При этом про некоторые – «Жених», «Царь Никита и сорок его дочерей» или «Сказка о медведихе» – мало кто вообще знает, они как-то «выпали» из классической «сказочной обоймы» Великого поэта. Книжная графика В.М. Назарука к изданию «Семь сказок Пушкина» была отмечена Почетным дипломом Комитета по печати РФ.

 

Иллюстрации к сказкам Бажова.
 

Иллюстрации к сказкам Бажова.

 

В 1986 году, по заказу издательства «Искусство», художником была выполнена серия иллюстраций к сказам Павла Бажова.

«Я благодарен судьбе и за работу над сказами Павла Петровича Бажова. Мне очень нравится его проникновенный язык». (В. М. Назарук)

 

Над сказами Павла Бажова художник работал три года, став на это время завсегдатаем московского Музея геологии. Всего в цикл «Сказы о Хозяйке Медной горы» входят более десяти историй, но самые-самые известные, это: Медной горы Хозяйка, Малахитовая шкатулка, Каменный цветок, Горный мастер.

 

Работая над иллюстрациями для произведений русских авторов и сюжетами русской истории, Вячеслав Назарук стал настоящим экспертом в области древнерусской культуры. Он старается детально воссоздавать быт, костюм, оружие и элементы архитектуры, учитывая все детали, исторические особенности строительства и многое, многое другое. Достоверность – главный его творческий принцип, когда дело касается исторических образов.

 

Триптих «Слово о полку Игореве»: «Затмение» 1985 г., «Боян» 1985 г., «Битва» 1985 г.
 

Триптих «Слово о полку Игореве»: «Затмение» 1985 г., «Боян» 1985 г., «Битва» 1985 г.

 

Он автор 14 живописных полотен: «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Соколиная охота царя Алексея Михайловича», «Проводы Перуна», «Крещение», «Амазонки», «У протоки», «Чудо святителя Алексия», триптих «Слово о полку Игореве» и др., большинство из которых трудно увидеть, общественный доступ открыт лишь к единицам. Одни хранятся в запасниках государственных музеев, другие – в закрытых частных собраниях

 

«Ледовое побоище» 1982 г.
 

«Ледовое побоище» 1982 г.

 

Вячеслав Михайлович пишет большие полотна, на некоторых до 150–170 портретов. Созданию таких картин предшествует кропотливая работа, более свойственная даже не художнику, а скорее историку, археологу. Художник досконально изучает тему, археологические источники и исторические материалы, погружается в атмосферу той эпохи. Была проделана большая работа: поездки на места событий, встречи и консультации с историками, священниками, оружейниками, специалистами по костюму, гриму, работа с историческими фондами музеев, киностудий, частных собраний. Все это занимает очень много времени. Так, например, картину «Куликовская битва» художник писал шесть месяцев, а материал к ней собирал 14 лет.

 

Очень удачно художник представил себя в качестве скульптора.

Самая известная скульптура В.М. Назарука – бронзовая кабинетная скульптура Петра I, символ Международной премии им. Петра Великого

 

Вячеслав Михайлович создал первых в мире игрушечных солдатиков. В оригинале -16 коллекционных скульптур из бронзы, высотой где-то 15–20 сантиметров. Сам художник называет данные работы «малявушками». При этом в каждой из них есть и особый секрет: при нажатии скрытой кнопочки она начинает играть старинный военный марш, звучавший ещё во времена Наполеона. Скульптуры называются: «уланчик», «драгунчик» и так далее. При этом все имеют ещё и личные, ярко отличительные признаки. И даже скаковые кони у этих «солдатиков» выполнены в определённой мультяшной стилизации.

 

Солдатики Вячеслава Назарука
 

Солдатики Вячеслава Назарука

 

«В каждой фигурке предполагается отверстие для небольшого чипа, играющего стилизованный марш своего полка. Моя дочь, окончившая Гнесинское училище, переработала торжественный Преображенский марш в детскую тему, как когда-то П.И. Чайковский сделал что-то подобное в «Щелкунчике». Эти объемные, отлитые из бронзы и пластика фигурки несут в себе эстетику, знание истории, культуру и патриотизм. Фигурки можно рассматривать как игрушки, но, скорее, это некая коллекционная форма. Производство одной фигурки стоит довольно дорого. Не каждая семья может позволить себе купить такую игрушку. И поэтому к празднованию 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года я разработал для детей обучающие альбомы «Игрушки-раскраски». Это стилизованные изображения воинов 96 полков, участвовавших в Бородинском сражении. Ребенок должен раскрасить их, вырезать, склеить, снизу подклеить наименование полка. А в небольшой методичке к альбому можно найти краткую историю этого полка, его победы, награды и описание предметов одежды и обмундирования воинов. Так малыш сделает свои первые шаги в познании истории Отечества – через моторику, когда сознание и кончики пальцев объединяются в единый образ будущей игрушки, которую ребенок сделает сам». ( В. М. Назарук)

 

Достоверность – главный его творческий принцип, когда дело касается исторических образов. Вячеслав Михайлович не хранит секретов творчества под замком – он множество раз читал лекции о русском фольклоре и сказочных персонажах, написал несколько научно-методических и обучающих книг об анимации, композиции и создании исторических картин. Назарук проводил лекции в США и консультировал сотрудников студии Disney.

 

Вячеслав Михайлович за работой
 

Вячеслав Михайлович за работой

 

«Вы знаете, по-видимому многие художники, мне трудно говорить за всех, но про себя я могу сказать, что очевидно мне помогает ангел-хранитель, потому что все идеи, пишу ли я картину, делаю ли я скульптуру или малую или большую, делаю ли я иллюстрации к книгам, делаю ли я фильм, мне эти сведения приходят, это не я придумываю, кто-то мне подсказывает сверху…

Вы когда-нибудь слушали тишину? Взбирались на вершины многокилометровых августовских облаков? Собирали в ладони серебро лунной дорожки в таинственной ночи бездонного океана? Видели начало и конец вселенной? Думали о Вечности? Ныряли в пучину творчества?

Настоящему художнику всегда не хватает отпущенного ему по жизни времени, которое он стремительно проживает в поисках смысла своего человеческого существования, где каждому человеку надлежит занять одно из важнейших мест в симфонии общечеловеческого творчества…” (В. М. Назарук)

 
 
 

 
 
 
 
 
 

 

 
 
Vote up!
Vote down!

Баллы: 1

You voted ‘up’

Еще на эту тему

наверх