ГОСТЬЯ ИЗ ЭЛЛАДЫ

У разных народов она называется по-разному: дудка (у белорусов), сопилка (у украинцев), курай (у башкир), саламури (у грузин). С нею мы знакомы с детства, с волшебных сказок, в которых обязательно фигурировали волшебные вещи. Трудно найти сборник сказок, в котором не было бы названия, связанного со свирелью.

Голос свирели - исключительно фольклорный, нежный, узнаваемый, в нижнем регистре немного сипловатый и яркий, светлый – в верхнем. Свирель была всеобщей любимицей, тем более что игра на ней не представляла особой сложности: простейшие мелодии можно наиграть, просто зажимая по очереди звуковые отверстия.

Проста и конструкция свирели – это трубочка со свистком на конце. Далее возможны варианты по длине (от 35 до 40 см), по количеству отверстий - шесть или семь, - по материалу. Традиционно свирель делали из древесины с мягкой сердцевиной (ива, орешник, крушина, клен, ясень и т.п.), ближе к югу – из тростника и бамбука, но встречались также свирели из глины, серебра, кости, и даже хрусталя.

Когда и как свирель пришла на Русь, неизвестно точно. Традиционно считается, что она попала к нам из Древней Греции. В «Повести временных лет» она, по крайней мере, упоминается, да и при археологических раскопках в районах Новгорода и Пскова были обнаружены свирелеобразные инструменты XI и XV веков. Интересно, что при раскопках в районе Смоленска обнаружили «двуствольную» свирель – две трубки одного типа и разной длины, на которых играли двухголосые мелодии, держа их в разных руках. Нечто подобное можно найти и теперь – это так называемые двойницы, т.е. два спаренных канала одного диаметра и разной длины, у каждого из которых свой свистковый инструмент.

Известно также, что наряду со многими другими народными инструментами свирели то и дело попадали в опалу, причем далеко не только всегда у церкви: например, в XVII в. скоморошьи свирели поплатились за острые языки своих хозяев, которые пропесочивали власть предержащих. По некоторым источникам гонения на свирели распространились до такой степени, что остались лишь в далеких глухих деревнях, у пастухов.

Признание вернулось к свирели стараниями Василия Васильевича Андреева, который в конце XIX в. усовершенствовал свирель и ввел в состав своего оркестра.

В настоящее время интерес к свирели возрождается, особенно в детских музыкальных школах и коллективах. Это и понятно: относительная простота звукоизвлечения, компактность и, разумеется, сказочная подоплека делают инструмент интересным для детей, а родителей, помимо прочего, обязательно порадует возможность привить детям музыкальный вкус вкупе с бесспорной пользой для здоровья (разработка мелкой моторики, развитие и постановка дыхания и т.п.).

Vote up!

2

Vote down!

Голосование доступно авторизованным пользователям

наверх