«КОРЕННАЯ РУССКАЯ УТВАРЬ»

Хоть Даль и называет СУНДУК «коренной русской утварью», корень у этого слова все-таки тюркский: сандык. Даже сейчас у многих модниц имеются небольшие сундучки, раньше же сундуки, лари, коробья имелись в каждом доме. Итак, что есть что и что в чём есть?

СУНДУК

Сундуки предназначались для хранения одежды, тканей и домашней утвари. Именно поэтому они являлись гордостью хозяев и показателем зажиточности. Часто их выставляли в парадных помещениях в виде горки, ставя один на другой.

По одной из версий происхождения русского сундука прообразом ему послужило бондарское изделие с плотной крышкой, закрывающейся на ключ, под названием «кубло» (слово означало «дом, жилище).

Сундуки могли достигать очень больших размеров: до 1,5 м в длину, 60-70 см в ширину, около 1 м в высоту (такие сундуки даже могли использоваться как поверхность для послеобеденного отдыха), но могли быть и маленькими: длиной 20 см, шириной 15 см, высотой около 10 см (сундучок или шкатулка).

В изготовлении сундуков участвовало несколько мастеров: плотники, столяры, кузнецы, художники, чеканщики. Основные требования, предъявляемые к сундукам, – это прочность, герметичность и красота.

Обычно сундуки изготавливались из сосны, но могли использовать и другие породы дерева. После тщательной просушки тонкие доски обрабатывали и аккуратно подгоняли друг к другу. После этого их оковывали металлом, при необходимости встраивали замки.

Сундук. Фабрика городецкой росписи.

Роспись часто делали темперными красками на основе яичного желтка. Роспись располагали на внутренней и внешней стороне крышек, на наружных стенках сундуков. До нанесения росписи поверхность доски пропитывали олифой или покрывали грунтом, составленным из мела и рыбьего клея, чтобы уменьшить пористость дерева и убрать неровности. Перед нанесением узора поверхность стенок и крышки расчерчивали черной краской на прямоугольники. Каждый из них служил своеобразной рамой для картины, содержание которой хорошо прочитывалось современниками. Любимыми мотивами росписи сундуков были жанровые сценки, богатыри, различные мифологические существа: грифоны, птицы-сирин, алконосты, стратим-птицы, единороги, а также экзотические для русских людей львы и попугаи.

В XVI — XVII вв. самыми известными городами, где были хорошие мастера-сундучники, были Великий Устюг и Холмогоры. Самыми красивыми можно считать расписные сундуки Нижнего Тагила. На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник.

Сундук-теремок – получил своё название от надстройки над богатым домом – терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы.

Сундук-подголовник – был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку. Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

ЛАРЬ

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.

 

Сундук из крестьянского дома Ярославской губернии

КОРОБЬЯ

До появления пильных мельниц в конце XVIII в. и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ – стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка.

Коробья с пермогорской росписью

Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными – «белыми». В больших количествах они имелись и в домах богатых людей.

В древнем Новгороде кробья была хлебной мерой, равная 2 четвертям (7 пудов ржи). Она становится известной с XV века, но существовала ранее, ибо в акте 1437 г. упомянута «старая коробья».

Сундук был не просто предметом мебели, к нему было особое отношение. О сундуках до сих пор сохранились приметы и поверья с ними связанные. Например, такие:

  • Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.
  • Свой сундук отдавать никому нельзя – сама замуж не выйдешь и той, кому отдала – частья не будет.
  • Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.
  • При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.
  • Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато. 
Vote up!

1

Vote down!

Голосование доступно авторизованным пользователям

наверх